Разное

Как вы сами себя поимели

Давно не является секретом дикая закредитованность россиян. Можно за полсекунды нагуглить тысячи ссылок на официальную статистику и красивые графики на эту тему. Пока ведущие аналитики отечественного телевидения льют победоносный елей по медным трубам, граждане России молча скатываются в кредитные аналы.

Ипотека за квартиру на оверстомиллионов лет под 15 процентов, сковородка в ипотеку на год под 76 процентов, новый айфончик в ипотеку, рефинансирование ипотеки ипотекой, ипотека на поездку в Турцию, кредитная карта на потребительство. Микрокредитование! Вариантов ада много.

Я не хочу сегодня рассказывать про все эти ужасы ссудного пиздеца. Всё вы прекрасно знаете и понимаете, многие прошли через это или находятся на каком-то этапе этого пути. Я сегодня хочу рассказать вам про главный пассив семейного бюджета – автомобиль. Автомобиль в кредит, второй автомобиль в семье, автомобиль, купленный для статуса – это финансовая нагрузка сродняя ипотеке.

Личный автомобиль – мечта 99% процентов россиян. Ласточка моя! Совковым прошлым в нас укоренилась мысль, что личный автомобиль моментально переносит нас в ряд особо уважаемых персон. Приобретение праворукой тойоты 76 года выпуска ставит нас на одну ментальную ступень социальной лестницы с директором овощебазы или председателем гаражного кооператива. Вирус совкового статуса не только выжил за 27 постсоветских лет, но и мутировал в нечто дикое.

Скажу честно. У меня был автомобиль, и был он в ипотеку. Имя ему – Фольцваген Тигуан 2013 года выпуска, в какой-то там комплектации за 1 250 000 рублей, из них 700 000 кредитных под 11% годовых. «Как круто», – думал я в 2013 году. «Какой ёбанный стыд», – считаю я сейчас.

В начале 2016 года я сел и подсчитал абсолютно все затраты на содержание своего автомобиля за 2015 год и сопоставил их с задачами, которые ежедневно решала моя семья. Результат шокировал меня.

Содержание личного автомобиля обошлось мне в 2015 году – в 188 980 рублей, это не считая ежемесячного платежа по кредиту за автомобиль.

15 748 рублей в месяц я отдавал за эксплуатацию автомобиля! 15666 рублей я возвращал банку ежемесячно по кредиту! 31 414 рублей в месяц! Тридцать одна тысяча четыреста четырнадцать рублей, ёпта! Поскрипев мозгами, я решил понять – для решения каких задач я трачу эти деньги.

Т.е транспортировка моей тушки на работу и обратно стоила мне 15 748 рублей в месяц! Конечно, я считаю себя человеком разумным, у меня есть мозжечок, я хожу на двух ногах, я закончил школу и получил верхнее образование, родители научили меня ковыряться в носу неглубоко. «Но как я мог допустить тратить 188 980 рублей на обычную логистическую услугу?!» – я не смог ответить себе на этот вопрос.

И еще! Я имел личный автомобиль, тратил дикие деньги на его содержание, но при этом в моем семейном бюджете спокойно существовала статья  «Такси и общественный транспорт», еще 38 435 рублей за год или 3203 рубля в месяц. Да, мои юные последователи Адама Козлевича, наличие автомобиля не освобождает вас от поездок на такси или общественном транспорте. Для поездок в аэропорт, поездок пьяным с корпоратива, поездок в аэропорт пьяным с корпоратива нужен альтернативный личному автомобилю транспорт.

Деньги расходуются неэффективно. Я получаю сомнительную зону комфорта и приобретаю огромный перечень обязанностей. Я обязан соблюдать правила дорожного движения, обязан проходить ТО, обязан страховаться, обязан искать парковочное место, обязан платить налоги, сраный шиномонтаж и сраные сосиски на заправках Газпромнефти. Я обязан и я плачу за это. Зачем мне это? Что в замен? Продюзанный личными пуками тряпичный салон? Окей, спасибо.

Почти полгода я жил с мыслью, что что-то нужно менять. Было промежуточное решение – я продал Фольцваген Тигуан и купил Форд Фиесту. Это позволило  погасить кредит. Затратная часть бюджета была снижена до 93 248 рублей за 8 месяцев эксплуатации или до 11 656 рублей в месяц (снижение на 26%) – что все равно меня не устраивало.  Мои затраты на такси и общественный транспорт за этот период составили 31 496 рубля, или 3 937 рублей в месяц (увеличение затрат на 19,4%).

В мае 2017 года я созрел и продал Фиесту. Теперь я пешеход. Затраты на общественный транспорт и такси теперь составляют в среднем 5 836 рублей, рост на 46%, но расходы на содержание личного автомобиля снизились до 3000 рублей (это был налог на авто за прошедший период) или на 98,4%.

Я понимаю, что приведенные мной доводы выполняют роль гороха для ваших пуканов. Я допускаю, что покупка личного автомобиля для многих граждан – это единственное достижение в их жизни. Я уверен в том, что личный автомобиль – это финансовый пассив, это финансовая дыра вашего бюджета. Автомобиль в ипотеку – это адронный коллайдер под управлением члена партии Единая Россия, т.е неизбежный пиздец. Вместе с тем, я согласен, что в некоторых ситуациях без личного автомобиля жить очень сложно и он необходим, но в основной массе давайте будем честными – ваши стереотипы, красивая реклама и маркетологи поимели вас.

Можете сколько угодно упираться в том, что личный автомобиль нужен вам для перевозки ребенка и его дудки в музыкальную школу, что посещение Ашана невозможно без личного авто, что на свою работу в районную библиотеку вы обязаны приезжать на лехусе – это все оправдания. Сложно выйти из цельнометаллической зоны комфорта своего автомобиля, очень сложно. Я считал свои расходы 3 года, я принимал решение после этих трехлетних расчетов. Мои цифры правдивы, а ваши доводы против будут эмоциональными, но надуманными.

p.s. Ситуация применима для среднестатистического жителя среднестатистического города в России. 

p.p.s Кстати, когда я перестал ездить на большие еженедельные затаривания хрючелом в условные Ашан или Ленту и перешел на кормление в пошаговых Перекрестках и Магнитах, продуктовая статья расходов сдулась почти на 15 %. Но это тема для отельного анализа и поста. Если вам интересно, подписывайтесь на мой бложек.